ПРОГРАММА Дополнительного образования общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста бурятскому языку «Нэгэдэл»
Описание образовательной программы
Содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В числе основных направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие, в том числе обучение второму языку, в конкретном случае бурятскому языку в условиях поликультурности.
Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. В дошкольном учреждении формируется объективное представление о родных языках и культурах, поэтому важно с первых дней пребывания ребёнка в детском саду воспитывать у него уважение и интерес к бурятскому языку.
Обучение бурятскому языку в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями, потому что несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребёнка дошкольного возраста, свидетельствующие о быстром усвоении языка в данном возрасте. Раннее обучение языкам играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребёнка, но и даёт возможность приобщения детей бурят к родному языку и культуре, детей не бурятской национальности к языку и культуре бурят, оба эти случаи имеют цель воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.
Настоящая программа предназначена для детей средней, старшей и подготовительной групп детского сада. В этом возрасте ребенок способен более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
В процессе овладения бурятским языком у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Овладение бурятским языком на элементарном уровне в дошкольных образовательных учреждениях выступают в качестве первой ступени. На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции.
Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения бурятского языка в начальной школе и обеспечивает реализацию принципа непрерывного систематического языкового образования.