Летняя оздоровительная работа в ДОУ
«Летняя оздоровительная работа в ДОУ и её планирование»
03.06.2024
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем
является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и
здоровье ребенка – это основа формирования личности. В. А. Сухомлинский
считал, что: «забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы».
Лето – это самый благоприятный период для общения ребенка с природой,
это десятки самых разнообразных игр на свежем воздухе, это большие
возможности для ознакомления дошкольников с окружающим
миром. Каждый день, каждую минуту необходимо использовать для
обучения, развития, воспитания детей, обогащать их знания и представления,
стараться, как можно полнее использовать условия летнего периода в разных
видах деятельности, которые позволяют детям закрепить и применить
знания, полученные в течение года.
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача
дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Летний отдых
детей оказывает существенное влияние на укрепление организма,
сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций. В летний
период, большие возможности предоставлено для закаливания,
совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются
солнечно-воздушные ванны и водные закаливающие процедуры. Летом все
виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и
время в распорядке дня.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть
оздоровительной, она имеет свою специфику. Не у всех родителей есть
возможность выезжать из города с целью оздоровления ребенка, задача ДОУ
состоит в том, чтобы всемерно использовать благоприятные для укрепления
здоровья детей условия летнего времени, добиться, чтобы ребёнок окреп,
поправился и закалился, научился понимать и любить удивительный,
прекрасный мир растений и животных.
Поэтому главная задача в это время – укрепление здоровья, развитие
двигательной активности и приобщение к летним видам спорта.
Цель: Обеспечить сохранение, приумножение, развитие и укрепление
здоровья детей в период ЛОП путём объединения усилий педагогов ДОУ и
2
родителей по созданию условий, способствующих оздоровлению детского
организма в летний период.
Задачи:
• Укрепление здоровья детей посредством здоровьесберегающих
технологий.
• Создание оптимальных условий для летнего отдыха, оздоровления детей и
игровой деятельности в группе и на прогулке.
• Предупреждение детского травматизма через организацию разнообразных
форм деятельности.
• Увеличить двигательную активность детей на воздухе.
• Осуществлять комплекс закаливающих процедур, максимально используя
природный фактор.
• Формирование положительной мотивации у детей, педагогов, родителей к
проведению физкультурно-оздоровительных, познавательных, творческих
мероприятий в ДОУ.
• Поддерживать тесную связь с родителями, привлекая их к участию в
развлекательных мероприятиях, закаливающих процедурах.
Оздоровительная работа в ДОУ строится на основании следующих
принципов:
• Систематическое использование физкультурно-оздоровительных,
закаливающих технологий.
• Учёт индивидуальных особенностей детей и запросов родителей.
• Положительный эмоциональный настрой ребёнка.
• Доступность используемых технологий.
Для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта в летний
период режим дня всех дошкольников – максимальное пребывание детей
на воздухе.
Особое внимание уделяю обеспечению достаточной двигательной
активности детей в течение дня. Эффективность двигательного режима
зависит от времени, объема и интенсивности двигательной деятельности
детей. В режиме дня следует использовать физические нагрузки различной
интенсивности.
Специфика работы летом:
Приём детей и утренняя гимнастика на воздухе;
организованная двигательная деятельность на воздухе
(оздоровительная ходьба и бег, общеразвивающие упражнения,
двигательные разминки, дыхательная гимнастика, основные движения,
подвижные игры, развлечения);
3
Гимнастика пробуждения с закаливающими мероприятиями;
прогулка в первой и второй половине дня (подвижные игры,
элементы спортивных игр, катание на самокате и велосипеде).
Летний оздоровительный период включает в себя:
• Оздоровительная работа с детьми (организованная образовательная
деятельность по ЗОЖ, дни и недели здоровья; витаминизация; профилактика
плоскостопия; укрепление осанки)
• Двигательный режим (приём детей и утренняя гимнастика на воздухе;
организованная двигательная деятельность на воздухе подвижные игры,
развлечения, двигательная разминка, общеразвивающие упр, ;гимнастика
после сна с закалив. мероприятиями; прогулка в 1-ю и 2-ю пол. дня.)
• Питьевой режим (соки, напитки, кип. вода)
• Закаливающие мероприятия (воздушные и солнечные ванны, игры с водой
и песком, гимнастика после сна)
• Организация питания
• Работа с семьёй (участие родителей в оздоровительных мероприятиях,
просветительская работа, выставки, информация в уголках для родителей,
консультации, беседы, собрания)
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной
частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий
в дошкольных учреждениях.
Основная задача ДОУ при организации ЛОП – как можно полнее
удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой
деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и
психического развития детей поможет четко спланированная система
мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного
характера. Такая работа во многом зависят от планирования и четко
продуманной организации педагогического процесса.
Составляя план на лето, лучше использовать тематическое планирование.
Каждая неделя имеет свою тему. Это позволит разнообразить деятельность
детей, не упустить вопросы безопасности дошкольников, отобразить работу с
родителями в соответствии с темой.
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь
гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят
на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы
каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным
содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках,
праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго
радовали детей.