Программа профилактики асоциального поведения, безнадзорности в среде несовершеннолетних МБДОУ104
Описание образовательной программы
Высокая динамика проведения социально-экономи¬ческих реформ в России вызвала значительные изме¬нения в социальной структуре и духовной жизни обще¬ства. Они привели к тому, что часть населения не смог¬ла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в ра¬зумность и справедливость окружающего мира — все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной эконо¬мики, что в свою очередь отражается на их детях. Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонаруше¬ний среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, об¬щественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; воз¬никает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порожда¬ет группы безнадзорных правонарушителей.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Проанализировав ситуацию в дошкольном учреждении, мы пришли к выводу о том, что необходимо проводить профилактическую работу и во главу ставить раннее выявление детей группы риска. Невозможно изменить уровень воспитанности и педагогической грамотности родителей, исправить среду обитания, их образ воспитания и жизни. Но вполне вероятно изменить отношение ребёнка к негативным факторам, окружающим его, дать возможность проявить свои положительные качества, уберечь от необдуманных поступков, сохранить и развить природные способности и задатки, способствующие успешному освоению образовательной программы. И всё это необходимо начинать делать как можно раньше. Таким образом, появилась программа действий, которая направлена на выявление учащихся с отклонениями в поведении, анализ причин асоциального поведения, социально-педагогического сопровождения в трудный жизненный период воспитанника.
Основной концептуальной идеей программы является создание в образовательном пространстве МБДОУ «Детский сад №104 «Зорька» благоприятной атмосферы, позволяющей успешно адаптироваться и социализироваться детям с проблемами в поведении и обучении.