Учитель-логопед

17.09.2018

Консультация для педагогов «Автоматизация звука в речи детей»

11.01.2019

Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что такое автоматизация звуков?

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звука - это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие.

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о «Весёлом Язычке». 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я предлагаю использовать воспитателям «Сказки о Весёлом Язычке». При автоматизации звука в слогах и словах когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я предлагаю использовать.

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

  • «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
  • «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал, слог или слово.
  • «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог, слово.
  • «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
  • «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении  нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,  построенных на словах и действиях играющих.

Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…

  • «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
  • «Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
  • «Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Педагог оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
  • «Шарик». Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
  • «Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • «Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
  • «Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
  • Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
  • Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
  • «Бусы». Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
  • «Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.
  • «Тихо-громко». Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.
  • «Поющая веревочка». Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.
  • «Ступеньки» 1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог, слово. 2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или кирпичиков. Задание остается прежним.
  • «Разноцветные прищепки». На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания и закреплению правильного звукопроизношения.

И вот, наконец, дети правильно произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе целесообразно использовать различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин, проговаривание стихотворений, чистоговорок, скороговорок. (Приложение 1).

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

 

Приложение 1

Звуки [Л—Ль]

1. Сел и всё съел.

2. Около кола колокола.

3. Метил в цель, а попал в пень.

4. У ёлки иголки колки.

5. Лежал, лежал да и побежал.

6. Клала Клава уголь в левый угол.

7. Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

8. Ломали лёд, ломали мы, летели клочья от зимы.

9. Молодчина эта Лина, лепит всё из пластилина.

10. Галка села на палку, палка стукнула галку.

11. Наш Полкан попал в капкан.

12. Полет в поле Поля, ловит Толю Коля.

13. В уголок Алёнка села, у Алёнки много дела.

14. Ну, подумаешь, укол! Укололи, и — пошёл.

15. Жил-был кот, мышей ловил, молоко из блюдца пил.

16. Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

17. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

18. Кот молоко лакал, а Коля булку в молоко макал.

19. Алёша Ульяне сигнал подаёт,

Ульяна услышит — Алёшу найдёт.

20. Маланья-болтунья молоко болтала-болтала и всё выболтала.

21. Клала Клава лук на полку, увидала на полке иголку.

22. Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

23. Лена искала булавку,

а булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

искала булавку весь день.

24. Белый снег, белый мел,

белый заяц тоже бел.

Только белка не бела, даже белой не была.

25. Нам солнышко светило, нас ветер обвевал,

В пути не скучно было, и каждый напевал...

26. Ла-ла-ла, Мила в лодочке плыла.

Ло-ло-ло, греет солнышко тепло.

Лу-лу-лу, рада Милочка теплу.

Лы-лы-лы, песни Милочке милы.

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни пела.

27. Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.

Мила мыло не любила, Миле в глаз попало мыло.

— Что ты плачешь, наша Мила?

— Я выплакиваю мыло.

28. Уголек в уголок принеси,

В уголке уголек погаси!

29. Мы ели, ели, ели

Ершей у ели...

Их еле-еле у ели

Доели.

30. — Вымыли ли вы куклу Милу?

— Мы Милу намылили и вымыли.

31. На мели мы налима ловили.

32. Полили ли лилию?

Видели ли Лидию?

Полили лилию.

Видели Лидию.

33. Поле-то не полото,

Поле-то не полито,

Просит полюшко попить

— Нужно полюшко полить.

34. Каждый вечер я из лейки

Поливаю тополь клейкий.

Листопад, листопад, листья желтые летят.

35. Тополиный пух

Над калиной, над малиной

Пух летает тополиный.

Клены, пихты, ивы, ели.

Дуб и пихта побелели.

36. Улитка

Как-то летом у калитки

Мы увидели улитку.

Путь недлинный еле-еле

одолела за неделю.

37. Метели

Гудели метели,

Гудели метели,

Гудели метели,

Над нами, пыля,

Одели метели,

Одели метели,

Одели метели,

Долины, поля.

38. Лепим мы из пластилина,

Льва и львенка лепит Лина,

Лепит олененка Оля,

А павлина лепит Коля.

Для павлина слепим ветку,

А полянку — для оленя,

Не посадим мы их в клетку —

Ни дельфина, ни тюленя.

Не узнают львы неволи, —

Пусть гуляют все на воле!

39. Вот сегодня и суббота

Вот сегодня и суббота,

Будем маме помогать,

Ведь-нелегкая работа —

Мыть, - готовить, убирать!

Мыли, мыли, мыли, мыли,

— Мы избавились от пыли!

         

Звук [Л]

1. Клава ловко лук полола

Клава ловко лук полола,

Мыла иол и полки Лола,

Пыль Володя выбивал,

Гвозди Валя забивал,

Коля весело пилил,

Анатолий вилки мыл,

Ну, а маленькая Света

Ела сладкие конфеты.

2. Белки

Белок видел я в лесу,

Лапки — с коготками.

Шоколадку им несу

— Малышу и маме.

3. Гладиолус

Как-то один гладиолус сказал:

«Очень на клумбе стоять я устал!

Хочется в вазу высокую мне,

Ту, что увидел я в вашем окне».

4. Володин флот

Вот- плывет Володин флот:

Лодки, яхты, ялик, плот.

Капитан флажок поднял,

Теплоход сигнал подал,

Весла весело взлетают,

Слон зашел на теплоход,

Лодка лодку догоняет.

Клоуны идут на плот.

Взять Володя всех готов —

Кукол, колобка, котов,

Он бы взял еще осла,

— Жаль, что ванная мала!

 

Звуки [Ль-Й; Я, Е, Ё, Ю]

1. Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

2. Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.

3. Юля маленькой была и вертелась, как юла.

4. Юлька, Юленька-юла!

Юлька добрая была.

Усидеть на месте Юлька ни минуты не могла.Хочу такой сайт

5. Юлий будет дельным юнгой корабельным.

6. Ялик с якорем у Яшки, якорь есть и на тельняшке.

7. Летом в лесу слышен шелест зелёных листьев.

8. Коля, Коля, Николай, за собою убирай, не ленись.

9. Валерий кавалерию раскрасил акварелью.

Карьером кавалерия скачет у Валерия.

10. Еле-еле Елизар едет-едет на базар,

А с базара не догонишь Елизара.

11. Юла возле Юльки крутится, поёт, Юле и Юре спать не даёт.

12. Юной Юлии хвала, быстрой, юркой, как юла.

А в июне и в июле отдохнёт на юге Юля.

13. Я на ялике яблоки в ящике везла.

14. Яше снятся якоря, снятся яхты и моря.

Яша маленький пока, не дорос до моряка.

15. Еле-еле, еле-еле завертелись карусели.

16. Мы ели, ели ершей у ели.

Их еле-еле у ели доели.

17. Колюч, да не ёж, не ёжик, а ёрш.

18. — Расскажи-ка, буква Е, как твоё житьё-бытьё?

Буква Е даёт отчёт: — Ничего, житьё идёт.

19. Есть у ёжика и ёлки очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж совершенно не похож.

20. Маленькой ёлочке холодно зимой,

Из лесу ёлочку взяли мы домой.

21. Ястреб на ясене ясли открыл,

Птичьих детишек к себе пригласил.

22. Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

23. Юра только сел на стул, ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился, целый день юлой крутился.

24. Коля колья колет,

Поля поле полет.

25. Берём же скорей иголки и клей,

Приклеим к листочку иголочки

От зелёной колючей ёлочки.

26. По-геройски Лена с ленью воевала целый день,

Но, к большому сожаленью, победила Лену лень.

27. Йог на гвозди лёг, потому что он йог.

Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет.

26.02.2019

Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

1. «Отгадай предмет по названию его частей» Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик) . Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево) . Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля) . Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль) . Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом) . Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет) . Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо) . Рукава, воротник, манжеты (рубашка) . Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова) . Пол, стены, потолок (комната) . Подоконник, рама, стекло (окно) .

  2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

  1. Игра «Что для чего» 

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.  

4.Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

5.«Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в

«кислые», «соленые», «горькие» слова.
6. «Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

7. «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи) . Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

 

   8. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка. - «Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. - «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно!

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

13.03.2019

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. Вы начинаете замечать в его письменных работах специфические ошибки, которые не подходят ни под одно правило русского языка. Как быть? Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в устранении этих ошибок.

             Самой распространенной дисграфической ошибкой учащихся 2-3 классов является оптическая (зеркальное написание букв и смешение близких по графическому начертанию букв), таких как И-У, О-А,Б-Д,П-Т,Ш-Щ-Ц и фонематическая (пропуски гласных и согласных, замена букв, близких по артикуляции) в сильных позициях.
               Профилактическую работу по оптической фонематической дисграфии можно вести уже в 1-ых классах. Есть ряд заданий, которые можно применять на уроках чтения и письма. С некоторыми из них мы хотим с вами поделиться:
              Для предупреждения ошибок оптического характера используются задания на закрепление графических образов букв:

-нахождение букв среди ряда других
-в данном тексте найдите и зачеркните все буквы  А
-показ карточки(буква среди ряда других)
-сравнение букв написанных разными шрифтами(Печатные, рукописные, различные стили)
-название букв,подче5ркнутых дополнительными линиями
-определение буквы, данной в неправильном положении
-написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы
-выделение букв, наложенных друг на друга
-узнавание правильно и неправильно начертанных букв
-узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись (различный шрифт)
-конструирование букв из различных подручных средств
-реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов


                  2. Фонематическая дисграфия.
      Фонематическая дисграфия предлагает анализ предложений на слова, синтез слов предложения.
       Для устранения фонематической дисграфии на  коррекционных занятиях   работу выстраивается в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте(от устной речи к тексту, предложению и т.д.). Поэтому мы рекомендуем вам использовать на разных этапах работы следующие задания:
 1 Этап. на этапе работы над текстом следующие задания:
-определить границы предложений в тексте
-определить количество предложений в тексте
-восстановление деформированного текста(расставить предложения в правильном порядке).
2 Этап: на этапе работы над предложением используется следующие задания:
-придумать предложения с определенным количествам условий
-распределение предложения и определения количества слов
-составить предложения из слов, данных в беспорядке.
-составление схемы предложений
-составление предложений по схеме.
             Все задания направлены на анализ предложений на слова. Слово- самостоятельная единица речи.
3 Этап: на этапе работы над словом используются задания на:
-определение количества слогов
-последовательность слогов
-составление слов из слогов
-определение пропущенного слога в названии картинки
-определение слова, произнесенного по слогам
-выделение из предложений слова, состоящего их определенного количества слогов.
          На данном этапе используются упражнения на выделение ударного слога в слове. Это в свою очередь является профилактикой ошибок на безударную гласную.
-назвать ударный слог, затем безударный (берутся сначала 2 сложных слова, затем 3 и т.д.)
-составить графические схемы слов
-подбор слов к данным схемам
-раскладывание картинок под схемы
4 этап: на этапе работы со звуком используются следующие задания
-определение позиции определенного звука (в начале, конце)
-определения количества звуков в слове
-нахождение заданного звука на фоне слова
      Аналогические задания берутся на этапе работы дифференциации близких по звучанию звуков. Речевой материал подбирается на те звуки, над которыми идет работа.
          Все эти упражнения можно использовать для занятий в домашних условия для предупреждения появления у ваших детей дисграфических ошибок.

Желаем удачи!

23 марта в логопедической группе №5 «Радуга прошел увлекательный логопедический досуг «Весна пришла».

24.03.2020

  23 марта в логопедической группе №5 «Радуга прошел увлекательный  логопедический досуг «Весна пришла». Целью которого являлось - в игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического   у детей полученные знания на речевых занятиях; одними из задач были - развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;  развивать память, мелкую моторику ,  речевое внимание;  развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.

Дети занимательно  познакомили Незнайку с первыми признаками весны, рассказали ему стихотворения, познакомили с первыми весенними цветами, собрали солнышко из лучиков, каждый который характеризовал природные явления весны. Дети с удовольствием просмотрели небольшой видеоролик  о весне , обобщили его, сделали выводы. Также с интересом поработали над грамматическими заданиями, не обошлось без развитие мелкой моторики, собирали пазлы «Подснежник». Больше всего , по словам детей, понравилась  подвижная игра «Ласточка и ее домик» 

Участие детей с речевыми нарушениями в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести положительный опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр и действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.

"Использование логопедических распевок для профилактики речевых нарушений"

25.01.2021

В последние годы отмечается заметное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия, и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания.

          Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека.

       Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

    Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

        Логоритмика уникальна по своему содержанию ведь в ее занятия включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

     Пение включает в себя упражнения и пропевки для тренировки переферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

     Логопедические распевки (или рифмушки, как называют их дети) – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д. Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания сопровождается подобранными для дошкольников упражнениями.

     Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма.

      Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.

       Используется различный материал для коррекционной работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием и с задержкой психического развития: игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально- ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения регулирующие мышечный тонус.

     Развитию музыкально-ритмического чувства способствуют и игра на детских музыкальных инструментах, и пение, и музыкально-дидактические игры, танцы.           Средством логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально–дидактических игр можно отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения, а знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

 

Учитель-логопед, Меркулова А.С.

Конкурс "Весенние ручейки"

24.03.2021

«Весенние ручейки»

15-18 марта в нашем саду в логопедических группах прошел I (отборочный) тур городского дистанционного конкурса чтецов «Весенние ручейки».

Наши дети активно приняли участие и выучили стихи о весне.

Компетентному жюри в составе учителей-логопедов, учителя по ФИЗО и воспитателей групп, было очень сложно выбрать лучшего чтеца для дальнейшего участия в конкурсе. Все дети ответственно подошли к конкурсу и очень выразительно рассказали стихотворения. В возрастной группе 6-7 лет наш сад на городском конкурсе представит Сэлмэг Ч, а в возрастной группе 5-6 лет Айлана Б. Пожелаем девочкам удачи!

"Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"

22.10.2021

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. А дошкольный период является сензитивным периодом как формирования, так и становления языка и речи. В настоящее время наблюдается значительное увеличение детей с ЗРР, ФФН и ОНР. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса развития и, при необходимости, коррекции и речи. Применение ежедневных методов и приемов работы по развитию речи: артикуляционные упражнения, упражнения на развитие грамматических форм слов и развитие словаря, развивают речь ребенка, но не поддерживают, а зачастую и снижают интерес ребенка к многократным упражнениям.

Отсюда вытекает проблема: повышение эффеективности логопедической работы через использование здоровьесберегающих технологий.

1. БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. Включает в себя 3 базовых понятия – «био» - человек как объект биологический; «энерго» - энергия, сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» - связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Использование данной методики позволяет ускорить исправление дефектных звуков у детей со снижненными или нарушенными кинестетическими ощущениями через раскрепощенные движения тела и, в большей части, рук, выполняемые одновременно с движениями артикуляционного аппарата. Применение биоэнергопластики способствует увеличению интереса детей к выполнению артикуляционных упражнений. Является средством наглядного подкрепления артгимнастики, стимулирует передачу нейроимпульсов, что концентрирует не только зрительное и слуховое внимание, но и мышление.

2. ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД – способствует реабилитации и развитию детей с использованием всех ресурсов тела для развития устной речи детей. Верботональный метод занимает важное место при обучении языку, он

предполагает использование оригинальной слуховой аппаратуры при работе с глухими детьми. Но немаловажное значение имеет и для детей с нарушениями речи или в работе с детьми при формировании просодической и темпо-ритмической организации речи.

3. ЭВРИТМИЯ – это сочетание особого гармонирующего движения (танец, пантомимика) с поэтической речью. Использование данного метода предполагает сплетение в единое целое слова, музыки и движения. Речь при этом обретает видимое воплощение в заданном ритмическом рисунке, перевоплощаясь в сценически-художественное изображение слова в определенных ритмических рамках, позволяющих гармонически раскрыться душе, телу и речи ребенка.

4. Методика ТРИЗ- теория решения изобретательских задач – область знаний о механизмах развития технических систем и методов решения изобретательских задач через выявление и использование знаков, модулей и схем. Цель ТРИЗа не только развивать фантазию ребенка, но и научить мыслить системно, а значит и говорить правильно, логически последовательно строя свое высказывание.

учитель-логопед МБДОУ №104 «Детский сад «Зорька»

Меркулова Анна Сергеевна

"РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ"

19.12.2021

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Нужен ли ребенку логопед?

Развитие речи у ребенка — сложный процесс. Многие проблемы легко решить, если обнаружить как можно раньше — в самом юном возрасте.

Стоит обратиться за консультацией или помощью к логопеду в детский центр, если вы заметили, что малыш:

· не выговаривает определенные звуки;

· плохо различает звуки;

· заикается;

· поздно начинает говорить;

· речь непонятна и бессвязна.

Специалист осмотрит малыша, проведет ряд исследований, выяснит степень сложности проблемы и назначит соответствующую терапию.

Помните, что хорошо развитая речь играет огромную роль в социализации малыша, в общении со сверстниками и людьми постарше. Дети, у которых есть явные речевые нарушения, в основном замкнуты и стеснительны. Но кроме этого они испытывают неудобства при общении и, зачастую, закомплексованы.

На индивидуальных занятиях учитель-логопед обязательно работает с ребенком в индивидуальной тетради. В тетради он выполняет рисунки, которые способствуют лучшему и более быстрому запоминанию маленьких стихов, рассказов, направленных на отработку поставленных звуков. И там же, в тетради, учитель-логопед вклеивает задания, которые строятся на материале лексической темы детского сада, которые ребенок может выполнить дома с родителями, и записывает рекомендации, выполнение которых, способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала, что даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Учитель-логопед, Меркулова А.С.

«Развитие мелкой моторики рук, как способ развития речи»

19.12.2021

Для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями большое значение имеет развитие тонких движений пальцев рук.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук. Мыслительные операции, движения рук и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, а следовательно у него возникают проблемы с речью.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует, или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Тонкие движения пальцев рук у детей с речевыми нарушениями отличаются неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

 На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.

В целях развития и поддержания интереса к играм по развитию тонких движений рук было использовано нестандартное оборудование, а именно: резиночки.

Игры с нестандартным оборудованием очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, внимания, памяти, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия. Кисти рук детей становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

 Учитель-логопед Е.В.Будаева

"Конструирование с «Дарами Фребеля»"

22.01.2022

Включение технического творчества в образовательный процесс позволяет развивать у дошкольников инженерно-конструкторское мышление и воспитать активных, увлеченных своим делом людей.

В рамках проекта «Интеграция» в средней группе №6 продолжаются занятия по конструированию с использованием дидактического набора «Дары Фребеля».

Использование дидактического набора «Дары Фребеля» способствует развитию у дошкольников технического творчества, пространственного мышления и помогает исследовать мир в игровой форме.

Используя набор «Кольца» знакомлю детей с понятиями «круг», «дуга». Показываю, что кольцо состоит из дуг и из дуг можно сконструировать кольцо. Предлагаю детям сравнить кольцо, круг и шар. Чем они похожи и чем отличаются, развивая тем самым умение анализировать и делать выводы. Предлагаю детям построить изображение, используя дуги и кольца.

Используя палочки разной длины, знакомлю с понятиями «отрезок», «мерка». Показываю, что один отрезок может состоять из нескольких более мелких отрезков. Сочетая палочки разных цветов, закрепляю у детей умение пользоваться предлогами «на», «перед», «после» и др. Используем палочки для постройки плоскостных изображений предметов. С помощью геометрических фигур разных цветов дети создают различные плоскостные изображения, узоры, орнаменты.

При выполнении построек предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.

«Дары Фребеля» - яркий, многофункциональный, интересный конструктор. Занятия с ним – это всегда масса положительных эмоций у детей.

Учитель-логопед

Меркулова Анна Сергеевна

"Речевая готовность ребёнка к школе"

21.02.2022

Скоро Ваш ребёнок дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определённый уровень развития речи.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А это:

1. Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звуки в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова и схемой предложения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.

Наличие даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье. Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер.

Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Учитель-логопед, Меркулова Анна Сергеевна

25.11.2021

569B64A6-8754-4A2A-9043-62B84A07C4E3.jpeg

Просмотров всего: , сегодня:

23.12.2020

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».