"Формирование правильного речевого дыхания у детей-дошкольников»
24.11.2023
Развитие речевого дыхания
имеет большое значение в коррекции речи. Речевое дыхание – это возможность
человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при
выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Дыхательная система
ребёнка-дошкольника еще не достигла полного развития. Дыхание у детей
поверхностное, учащённое. При этом ослаблен вдох и укорочен выдох, и, как
правило, имеются затруднения в произнесении длинных фраз. В результате
неэкономного и неравномерного распределения выдыхаемого воздуха ребенок
выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или
слово шепотом. Нередко из-за этого происходит, так называемое, «заглатывание»
конца слова или фразы.
Очень слабый вдох и выдох
ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. Это
часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
При неумелом распределении дыхания по словам, ребенок делает вдох в середине.
Неравномерный толчкообразный
выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно. Иногда укороченный выдох
вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Что же делать? Самое главное
— научить детей правильно дышать!
Правильное речевое дыхание обеспечивает
нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной
громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и
интонационной выразительности. Совместно с родителями мы изготавливаем тренажеры
и пособия, направленные на развитие правильного речевого дыхания у детей.
Формирование плавных выдохов через нос или рот и их
чередование.
Упражнения:
- широко
открыть рот и спокойно подышать носом;
- закрыть
одну ноздрю пальцем – плавный выдох вдох через свободную ноздрю.
Попеременно закрывать то левую, то правую;
- вдох
через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос;
- вдох
широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать);
- вдох
носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зуба — как
греют руки);
- вдох
носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы;
- вдох
через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через
левый.
Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот
и их чередований.
Упражнения:
- вдох
носом, выдох через нос толчками;
- вдох
носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто,
делая короткие промежутки;
- рот
широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто
(как дышит собака);
- вдох
широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать);
- вдох
через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый,
затем через левый.
Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный
выдохи.
Упражнения:
- вдох
носом, удлиненный выдох с усилением в конце;
- вдох
носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох;
- губы
трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в
конце переходящий в плавный выдох;
- вдох
через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в
конце;
- вдох
через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце
переходящий в плавный выдох;
- губы в
улыбке, вдох носом, удлиненный выдох через рот;
- губы в
улыбке, вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в
плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5
секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая
продолжительность гимнастики – 5-6 минут.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи
диафрагмальное дыхание.
На данном этапе развиваем ощущения движения органов
дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Упражнения
выполняются вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
Из положения лежа:
«Рыбка». Положить ребенка на спину, поставить ему на
живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а
значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот
втягивается, и игрушка опускается.
Качаю рыбку на волне,
То вниз (выдох)
Плывет она по мне.
«Бегемотик» — Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и
почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда
делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Из положения сидя.
Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на
область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.
«Бегемотики»
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.11.2023
Дата обновления: 24.11.2023
Дата публикации: 24.11.2023