"Деятельность логопеда в детском саду"
25.09.2023
В
современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но
и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является
учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми,
которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь
один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной
работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно:
развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха,
накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем
речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной
речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция
произношения.
В
логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит
от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит
отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом
нет — сейчас. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое
отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А
переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит
некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не
позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к
нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на
самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и
т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем
потом иметь проблемы со школьником.
Известно,
что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и
воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время
создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более
позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом
развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается
анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными
грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же
в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в
дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в
детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.
Существует
два вида логопедических занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные.
Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 5-6 человек, дети одного
возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа
строится с учетом дефекта и возраста ребенка.
Различают
три основных вида нарушений речи у дошкольников: нарушение произношения
отдельных звуков, или дислалия, —
легкий вид, ФФН — фонетико-фонематические нарушения (нарушены
произношение и речевой слух), ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена
вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура,
грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от
молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР
(нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).
Для
детей с дислалией достаточно 1—2 раз в неделю индивидуальных занятий с
логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации
звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9
месяцев.
Детям
с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать
фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.
Детям
с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных
занятий 3—4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном,
по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в
индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными
задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие
лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического
слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии
и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает
эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность
занятий 1—2 года.
Правильное развитие
речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или
ОНР - со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться
значительного улучшения состояния речи, но для этого надо помогать ребенку
настойчиво, с любовью и верой в успех!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.09.2023
Дата обновления: 25.09.2023
Дата публикации: 25.09.2023