"Взаимодействие логопеда с воспитателем: как выстроить сотрудничество?"
17.12.2022
Успех работы с детьми дошкольного возраста в условиях группы для детей во
многом зависит от взаимосвязи, взаимодействия, преемственности в работе всех специалистов
дошкольного учреждения и воспитателей, а также проведение групповых занятий,
совместных вариативных НОД, досугов, праздничных и спортивных мероприятий.
При сотрудничестве воспитателя и логопеда, учитель-логопед занимается
коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей,
а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических
занятиях. При этом воспитатель активно участвует в коррекционной работе,
выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым
ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Поэтому именно постоянное
сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат.
Совместная деятельность логопеда и воспитателя ведется в разных
направлениях:
1.
Своевременная диагностика. Важно вовремя
выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у
детей.
2.
Индивидуальная работа. Логопед и
воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.
3.
Развитие социально-коммуникативных навыков
у детей.
4.
Развитие познавательной активности
дошкольников.
5.
Гибкость в педагогической работе.
Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции
нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты
педагогического воздействия.
Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и
старшей группы, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует
их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах
исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи. В каждой
группе есть журнал взаимодействия специалистов с воспитателями в которой все
педагоги пишут свои рекомендации для отработки пройденного материала.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим по
особой системе с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует
словарный запас детей, используя для этого режимные моменты, контролирует
звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего
времени общения с ними.
Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по произношению,
звуковому анализу, одновременно знакомит детей с определенными
лексико-грамматическими категориями.
При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа
логопеда различается по организации, методическим приёмам, по
продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а
воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном
процессе, способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе они
руководствуются общедидактическими принципами: принципы системности и
последовательности; принцип индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания,
методов и приёмов работы воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами
конкретного этапа логопедической работы. Поэтапно в работе логопеда обусловлена
тем, что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в
определённой последовательности. Учитывая эту последовательность, воспитатель
подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором
содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не
изученные.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых особенностей
детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и
структуре речевые нарушения, а также неодновременностью их коррекции на
логопедических занятиях. Этот принцип требует от воспитателя знания об
изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого
развития, а следовательно использования этих знаний в своей работе.
Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых
возможностей детей. В свою очередь, учитель-логопед на занятиях уделяет
основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно
развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих
сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.
Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние
часы комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковых упражнений и включать в
работу чтение, запоминание: стихов, чистоговорок, загадок, выделение из текста
слов с заданным звуком.
Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда
скоординирована следующим образом:
1.
Учитель-логопед формирует первичные
речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально
приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях;
2.
Воспитатель, при проведении занятий,
учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития
фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи, закрепляет
сформированные речевые навыки.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может
способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а
значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Меркулова Анна Сергеевна,
учитель логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.12.2022
Дата обновления: 17.12.2022
Дата публикации: 17.12.2022