Фонематический слух – основа правильной речи.
23.02.2025
Фонематический
слух — это способность слышать, есть данный звук в слове или нет; способность
различать близко звучащие, но разные по значению слова (гора-кора, нос-нож и
т.д.).
Фонематическое
восприятие — умение определять линейную последовательность звуков в слове;
умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или
концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.
Звуковой
анализ — определение порядка слогов и звуков в слове; установление
различительной роли звука; выделение основных качественных характеристик звука.
В настоящее время неуклонно растет количество детей дошкольного возраста,
имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют
дети 5-6 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея
полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной
программы из-за недостаточного развития фонематического слуха. То есть у ребёнка
частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи –
фонемы. При таком нарушении в дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно
решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками. Обычно
детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и
шипящие, соноры между собой. Эти дети составляют основную группу риска по
неуспеваемости в школе, особенно при овладении письмом и чтением.
Развитый
фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи
ребенка.
Большинство родителей полагают, что достаточно
выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое
заблуждение! Практика показывает, знание букв не исключает серьезных
затруднений у дошкольников при обучении грамоте. При этом основной причиной
ошибок является нарушение именно фонематического слуха. Поэтому, важно развить
у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! При этом важно помнить,
что занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Игра, являясь
ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения
дошкольников доступным и интересным. Занятия строятся в игровой форме, но носят
обучающий характер.
Играйте
с ребенком, когда он в хорошем настроении. Следите также за собственной речью.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.02.2025
Дата обновления: 25.02.2025
Дата публикации: 23.02.2025