Консультация учителя-логопеда для родителей ЭТОТ КОВАРНЫЙ ЗВУК "РРРР"
20.01.2025
К пяти
годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, что
необходимо для его дальнейшего развития, формирования навыков правильного
письма и чтения. Но, к сожалению, с каждым годом количество детей с нарушением
звукопроизношения, становится все больше и больше. И это приводит к негативным
последствиям для развития ребенка: возникают трудности в общении со
сверстниками и взрослыми, проблемы при обучении ребенка грамоте, неясная речь
нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Родителей больше
всего волнует отсутствие в речи ребёнка звука [Р]. Причины, мешающие
произнесению [Р]:
- неправильная форма кончика языка;
- слабость мышц губ и языка и их недостаточная подвижность;
- плохая координация движений языка;
- нарушение звукового восприятия;
- неправильный прикус;
- проблемы с носоглоткой, наличие аденоидов, полипов и др.
Распространенные
искажения звука [Р]:
- просто пропускается;
- выпадает. (га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
- вместо звука [Р] получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука
(вместо рука), класка (вместо краска);
- звук [Р] произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка
(особенно часто этим «грешат» дети-билингвы);
- ребенок может произносить звук [Р] не «твердо», как свойственно для
нашей речи.
Артикуляционные
упражнения, которые помогают подготовить органы артикуляции к правильному
произнесению звука [Р]:
«Цоканье», «Щелканье» «Лошадка» – прищёлкивание языком.
«Грибок» – приклеить язык к нёбу, до предела растянув «уздечку».
«Болтушка» «Индюк» – широким языком быстро облизывать верхнюю губу с голосом.
«Дятел» – сильным напряженным языком стучать в нёбо, в альвеолы за верхними
зубами, произнося при этом звук «д-д-д-д…»
Постановка звука
[Р] ведется в двух направлениях:
а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя
узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;
б) выработка вибрации.
Закрепление
произношения звука [Р] происходит по принципу от простого к сложному.
Сначала закрепляется произношение звука [Р] в слогах, затем в словах, во
фразах, в предложениях и в связном высказывании: в рассказе или в
стихотворение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.01.2025
Дата обновления: 20.01.2025
Дата публикации: 20.01.2025