Советы логопеда родителям дошкольников

20.01.2025

Дорогие родители! Зима — это волшебное время года, полное радости, игр и веселья. Это также прекрасная возможность для развития речи вашего ребенка! Занятия зимними видами спорта и весёлые забавы на свежем воздухе не только укрепляют здоровье, но и стимулируют речевое развитие. В этой статье мы поделимся с вами простыми и эффективными советами, которые помогут вам сделать зимние месяцы не только приятными, но и полезными для вашего малыша.

Развитие речи дома:

1. Зимние разговоры:

  •  Обсуждайте: рассматривайте вместе с ребенком фотографии, картинки и видео с изображением зимних видов спорта (хоккей, фигурное катание, лыжи, сноуборд, санки, коньки). Называйте их, описывайте, как выглядят спортсмены, какой инвентарь они используют.

  •  Задавайте вопросы: "Как ты думаешь, для чего нужны лыжные палки?", "Какие коньки тебе нравятся больше?", "Что делают хоккеисты?", "Как скользят коньки?".

  •  Читайте: Читайте книги, стихи и рассказы о зиме и зимних забавах. Обсуждайте прочитанное, просите ребенка пересказать.

2. Речевые игры:

  •  "Кто что делает?": Показывайте картинки и предлагайте ребенку составить предложения (например, "Лыжник катается на лыжах", "Фигуристка танцует на льду", "Хоккеист забивает шайбу").

  •  "Назови лишнее": Поставьте рядом картинки или предметы, связанные с зимними видами спорта, и один предмет из другой темы. Попросите ребенка назвать лишнее и объяснить, почему он так думает. Называйте три предмета ,  связанные с зимними видами спорта и  один из другой темы . Попросите ребенка назвать лишнее слово и обьяснить , почему он так думает .

Например:

- лыжи, санки, коньки, самокат;

-снег, жара, лед, мороз;

-декабрь,январь, февраль, март;

-хоккей, плавание, фигурное катание, лыжные гонки.

•  «Назови ласково»: Снег-снежок, елка-елочка, лед – ледок, снеговик-снеговичок,  санки-саночки, снежинка-снежиночка, зима-зимушка.

•  «Посчитай до 5»: один снежок, два снежка, три снежка, четыре снежка, пять снежков и т.п..

  •  "Что изменилось?": Разложите несколько картинок с зимними видами спорта. Ребенок закрывает глаза, вы меняете что-то местами или убираете одну картинку. Ребенок должен сказать, что изменилось.

  •  "Продолжи предложение": Начните предложение, а ребенок его заканчивает (например, "На коньках катаются...", "Снег зимой бывает...", "На санках мы съезжаем с...").

  •  "Веселые рифмы": Придумывайте вместе простые рифмы, связанные с зимой и зимними видами спорта, "снег - побег", "санки - догонялки", "лыжи - тише".

3. Творческие занятия:

  •  Рисование: Предложите ребенку нарисовать любимого спортсмена или зимнюю забаву.

  •  Лепка: Лепите из пластилина фигурки спортсменов или снеговика.

  •  Аппликации: Создавайте зимние композиции из бумаги и других материалов.

  •  Сочинение историй: Предложите ребенку сочинить свою сказку о зимних приключениях или спорте.

4.  Словарный запас:

   * Новые слова: Обращайте внимание на новые слова, связанные с темой, объясняйте их значение. Используйте слова в разных контекстах.

   * Игра "Назови одним словом": Показывайте картинки с разными видами зимнего спорта и предлагайте ребёнку назвать их одним словом, например "виды спорта", "инвентарь", "зимние забавы" , "явление природы","зимние праздники"

  •  Используйте синонимы и антонимы: "Быстрый-медленный", "тяжелый-легкий" и другие слова, применительно к зимним видам спорта.

 

Развитие речи на отдыхе (на прогулке и во время зимних забав):

1. Наблюдения и обсуждения:Хочу такой сайт

  •  Комментарии: Комментируйте то, что видите вокруг во время прогулки. Называйте деревья, снег, лед, сосульки, облака.

  •  Чувства: Обсуждайте, какие чувства вы и ребенок испытываете от зимней погоды и развлечений.

2. Речевые игры на свежем воздухе:

  •  "Посчитай": Считайте снежинки, сосульки, деревья, встречающихся на прогулке спортсменов или людей с санками.

  •  "Опиши": Попросите ребенка описать, какой снег (пушистый, хрустящий, мокрый), как выглядит снеговик или зимняя горка.

  •  "Звуки зимы": Имитируйте звуки, связанные с зимой (скрип снега, звон коньков, свист ветра), и просите ребенка угадать, что это за звук.

  •  "Я гляжу и нахожу...": Играйте в игру " Я гляжу и нахожу", описывайте зимние объекты или явления, а ребенок должен угадать, что это.

Например:

 Я гляжу и нахожу -маленькую, холодную, пушистую, искристую… (снежинка);

- белый,  снежный, хрустящий, горбатый … ( сугроб);

- зеленую, колючую, ароматную, высокую ..(елка);

- ледяную, скользкую, с неё скачусь и повеселюсь.. (горка);

- белый, искристый, пушистый, к веткам прирос.. (иней);

- как стекло прозрачный, твердый, холодный.. (лед);

- падает,  идет, искрится, ложится.. (снег).

3. Игры со снегом:

  •  Лепка снеговика: Комментируйте каждый этап лепки снеговика.

  •  Строительство снежной крепости: Рассказывайте ребенку, что вы строите, какие материалы используете.

  •  Снежные ангелы: Комментируйте свои действия, когда делаете снежного ангела.

  •  Лепка снежков, перестрелка снежками или сбивание предметов снежками.

Зима — прекрасное время для активного отдыха и развития речи ребенка. Используйте предложенные советы, и вы увидите, как ваш малыш будет с удовольствием учиться новому и расширять свои речевые возможности! Помните, что ваше участие и внимание – самый важный стимул для развития ребенка! Наслаждайтесь зимними месяцами вместе!

***

•  Индивидуальный подход: Адаптируйте советы под возраст и интересы вашего ребенка.

•  Регулярность: Старайтесь заниматься с ребенком регулярно, даже если это всего лишь 15-20 минут в день.

•  Положительный настрой: Создавайте атмосферу радости и творчества.

•  Хвалите: Поддерживайте и хвалите ребенка за его достижения.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.01.2025

Дата обновления: 20.01.2025

Дата публикации: 20.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».