Советы логопеда родителям дошкольников
20.01.2025
Дорогие
родители! Зима — это волшебное время года, полное радости, игр и веселья. Это
также прекрасная возможность для развития речи вашего ребенка! Занятия зимними
видами спорта и весёлые забавы на свежем воздухе не только укрепляют здоровье,
но и стимулируют речевое развитие. В этой статье мы поделимся с вами простыми и
эффективными советами, которые помогут вам сделать зимние месяцы не только
приятными, но и полезными для вашего малыша.
Развитие речи дома:
1. Зимние разговоры:
•
Обсуждайте: рассматривайте вместе с ребенком фотографии, картинки и
видео с изображением зимних видов спорта (хоккей, фигурное катание, лыжи,
сноуборд, санки, коньки). Называйте их, описывайте, как выглядят спортсмены,
какой инвентарь они используют.
•
Задавайте вопросы: "Как ты думаешь, для чего нужны лыжные
палки?", "Какие коньки тебе нравятся больше?", "Что делают
хоккеисты?", "Как скользят коньки?".
•
Читайте: Читайте книги, стихи и рассказы о зиме и зимних забавах.
Обсуждайте прочитанное, просите ребенка пересказать.
2. Речевые игры:
•
"Кто что делает?": Показывайте картинки и предлагайте ребенку
составить предложения (например, "Лыжник катается на лыжах",
"Фигуристка танцует на льду", "Хоккеист забивает шайбу").
•
"Назови лишнее": Поставьте рядом картинки или предметы,
связанные с зимними видами спорта, и один предмет из другой темы. Попросите
ребенка назвать лишнее и объяснить, почему он так думает. Называйте три
предмета , связанные с зимними видами
спорта и один из другой темы . Попросите
ребенка назвать лишнее слово и обьяснить , почему он так думает .
Например:
- лыжи, санки, коньки,
самокат;
-снег, жара, лед, мороз;
-декабрь,январь,
февраль, март;
-хоккей, плавание, фигурное
катание, лыжные гонки.
• «Назови ласково»: Снег-снежок, елка-елочка,
лед – ледок, снеговик-снеговичок, санки-саночки,
снежинка-снежиночка, зима-зимушка.
• «Посчитай до 5»: один снежок, два снежка, три
снежка, четыре снежка, пять снежков и т.п..
•
"Что изменилось?": Разложите несколько картинок с зимними
видами спорта. Ребенок закрывает глаза, вы меняете что-то местами или убираете
одну картинку. Ребенок должен сказать, что изменилось.
•
"Продолжи предложение": Начните предложение, а ребенок его
заканчивает (например, "На коньках катаются...", "Снег зимой
бывает...", "На санках мы съезжаем с...").
•
"Веселые рифмы": Придумывайте вместе простые рифмы, связанные
с зимой и зимними видами спорта, "снег - побег", "санки -
догонялки", "лыжи - тише".
3. Творческие занятия:
•
Рисование: Предложите ребенку нарисовать любимого спортсмена или зимнюю
забаву.
•
Лепка: Лепите из пластилина фигурки спортсменов или снеговика.
•
Аппликации: Создавайте зимние композиции из бумаги и других материалов.
•
Сочинение историй: Предложите ребенку сочинить свою сказку о зимних
приключениях или спорте.
4. Словарный запас:
* Новые слова: Обращайте внимание на новые
слова, связанные с темой, объясняйте их значение. Используйте слова в разных
контекстах.
* Игра "Назови одним словом":
Показывайте картинки с разными видами зимнего спорта и предлагайте ребёнку
назвать их одним словом, например "виды спорта",
"инвентарь", "зимние забавы" , "явление природы","зимние
праздники"
•
Используйте синонимы и антонимы: "Быстрый-медленный",
"тяжелый-легкий" и другие слова, применительно к зимним видам спорта.
Развитие речи на отдыхе
(на прогулке и во время зимних забав):
•
Комментарии: Комментируйте то, что видите вокруг во время прогулки.
Называйте деревья, снег, лед, сосульки, облака.
•
Чувства: Обсуждайте, какие чувства вы и ребенок испытываете от зимней
погоды и развлечений.
2. Речевые игры на
свежем воздухе:
•
"Посчитай": Считайте снежинки, сосульки, деревья,
встречающихся на прогулке спортсменов или людей с санками.
•
"Опиши": Попросите ребенка описать, какой снег (пушистый,
хрустящий, мокрый), как выглядит снеговик или зимняя горка.
•
"Звуки зимы": Имитируйте звуки, связанные с зимой (скрип
снега, звон коньков, свист ветра), и просите ребенка угадать, что это за звук.
•
"Я гляжу и нахожу...": Играйте в игру " Я гляжу и нахожу",
описывайте зимние объекты или явления, а ребенок должен угадать, что это.
Например:
Я гляжу и нахожу -маленькую, холодную,
пушистую, искристую… (снежинка);
- белый, снежный, хрустящий, горбатый … ( сугроб);
- зеленую, колючую,
ароматную, высокую ..(елка);
- ледяную, скользкую, с
неё скачусь и повеселюсь.. (горка);
- белый, искристый,
пушистый, к веткам прирос.. (иней);
- как стекло прозрачный,
твердый, холодный.. (лед);
- падает, идет, искрится, ложится.. (снег).
3. Игры со снегом:
•
Лепка снеговика: Комментируйте каждый этап лепки снеговика.
•
Строительство снежной крепости: Рассказывайте ребенку, что вы строите,
какие материалы используете.
•
Снежные ангелы: Комментируйте свои действия, когда делаете снежного
ангела.
• Лепка
снежков, перестрелка снежками или сбивание предметов снежками.
Зима — прекрасное время
для активного отдыха и развития речи ребенка. Используйте предложенные советы,
и вы увидите, как ваш малыш будет с удовольствием учиться новому и расширять
свои речевые возможности! Помните, что ваше участие и внимание – самый важный
стимул для развития ребенка! Наслаждайтесь зимними месяцами вместе!
***
• Индивидуальный подход: Адаптируйте советы под
возраст и интересы вашего ребенка.
• Регулярность: Старайтесь заниматься с
ребенком регулярно, даже если это всего лишь 15-20 минут в день.
• Положительный настрой: Создавайте атмосферу
радости и творчества.
• Хвалите: Поддерживайте и хвалите ребенка за
его достижения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.01.2025
Дата обновления: 20.01.2025
Дата публикации: 20.01.2025