Ведущие виды деятельности в дошкольном возрасте
18.12.2024
Ведущие виды
деятельности в дошкольном возрасте
Ребенок растет, у него расширяются возможности. Он
постепенно переходит от примитивных манипуляций с различными предметами к все более осознанным действиям.
Любые из них оказывают существенное влияние на формирование малыша как разносторонней личности.
Но только ведущие виды деятельности будут
определяющими для его
психического развития. Существует три
признака, по которым их можно обозначить:
1. ведущая деятельность способствует возникновению новых для ребенка
действий, которые он осваивает со временем;
2. благодаря
ей идет формирование и перестройка отдельных функций
психики растущего человека;
3. от нее зависят
видимые
изменения личности.
Психическое развитие малыша
определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает
переход с одной ступени
развития на другую, более
совершенную.
.

Игра – как ведущий вид
деятельности в дошкольном возрасте
На этапе дошкольного
детства развитие происходит в ситуации познания
человеческих отношений под влиянием все более возрастающей
потребности их имитировать.
Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая
деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике
дошкольника:
• правильная
речь;
• непроизвольная
память;
• анализирующее восприятие;
• наглядно-образное мышление;
• творческое воображение;
• зачатки произвольной памяти;
• словесное мышление;
• эмоциональная регуляция поведения.
Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления
полноценной личности человека.
Такое большое количество новообразований
появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.
Эволюция игры
Игра для ребенка является
способом выразить
полученный жизненный
опыт. Таким образом, он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою
модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в
процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.
В период раннего возраста значима
предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш
активно пытается знакомые предметы
опробовать в новых для них условиях.
Он одинаково увлеченно кормит с ложки
всех подряд: маму, машинку, лошадку
куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять
минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде
помешивают воображаемой палочкой-ложкой
такой же воображаемый сахар. Именно
так, посредством предметной игры, карапуз учится
логике действий.
Игра сюжетно-отобразительная
К трем годам ребенок накопил
достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего
материального мира, а также мира человеческих
отношений. Ведущая деятельность
в дошкольном возрасте на этом этапе –
сюжетно-отобразительная
игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются
в главных героев придуманного маленьким режиссером
спектакля. Привычные
куклы становятся мамами или детьми, врачами или
пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная
кормит своего сыночка,
а сам малыш-кукловод это делает
для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.
Как же часто мама и папа имеют возможность
узнать себя, глядя на поведение
куклы, которой руководит их
дочь или сынишка!
Для старшего дошкольника
наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве –
сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность:
участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и
в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать
друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая
деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека,
ведь надо суметь договориться с другими, уступить
или настоять на своем.
Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки:
ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос,
спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более
жесткие, требующие
детального и
четкого
исполнения.
Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия
и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует. Основная роль папы, мамы,
воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить пищей воображение
детей. Необходимо ребят водить
на экскурсии, побольше
рассказывать, читать с ними и обсуждать все, что они узнали и пережили. На основе свежих впечатлений у дошколят рождаются новые сюжеты для игр.
Задача взрослых – конкретизировать персонажей, уточнить их роли, включая реплики и
особенности поведения. Старшим, не обращая
внимания на свой возраст,
следует подключаться к игре, делиться идеями, предлагать
образцы поведения и
реплик. Необходимо поддерживать инициативу детей, передавать им
демонстрируемые роли. Лишь тогда игра,
как и любой другой вид ведущей
деятельности, будет полезна и сыграет свою
важную роль в развитии ребенка,
формируя необходимые
новообразования в психике
дошкольника, готовя его к следующему этапу жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.01.2025
Дата обновления: 06.01.2025
Дата публикации: 18.12.2024