Особенности развития ребенка в три года
23.11.2024
Речевое развитие:
·
правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
·
составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
·
предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
·
запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает
недлинную прозу;
·
легко узнает и называет знакомые ему предметы;
·
составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
·
употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
·
знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет
их отдельно, характеризуя предмет или явление;
·
различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий
– низкий);
·
ведет диалог, связно отвечает на вопросы.
Развитие моторики:
·
легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
·
надевать бусины на нитку;
·
лепить шарики из пластилина;
·
резать бумагу ножницами;
·
собирать мозаику.
Мышление:
1.
Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных
наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью
шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
2.
Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их
по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
3.
Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло
несколько дней назад.
4.
Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку,
учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их
ровно.
5.
Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее
количество на пальцах.
6.
Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные
геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и
прочее.
7.
Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру –
от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Бытовые навыки:
·
сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги,
переднюю и заднюю сторону в одежде;
·
знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и
полотенце;
·
расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
·
убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку,
мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
·
самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко
управляются вилкой;
·
использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо
салфеткой;
·
моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
·
снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Двигательные навыки:
·
уверенно и быстро бегает;
·
играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
·
легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной,
чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через
ступеньки;
·
сам забирается на горку и скатывается с нее;
·
держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое
расстояние;
·
ходит задом наперед;
·
ездит на трехколесном велосипеде;
·
держит равновесие и прыгает на одной ноге;
·
кувыркается вперед и назад.
Социальные навыки:
·
ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще
предпочитают самостоятельные игры коллективным;
·
воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
·
во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
·
в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста»,
«здравствуйте» и «до свидания».
Познавательное, интеллектуальное
и эмоциональное развитие:
Психические процессы:
внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо
ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской
площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут,
что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание
последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по
памяти.
Рассказывая о событиях
дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как
ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает
развиваться.
Ребенок понимает, что
он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность,
отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению
родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я
сделаю».
!!!
Стоит обратить внимание, что каждый малыш имеет свои
индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться. На развитие влияют
многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое
родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может
обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью,
отсутствием старательности или ленью!!!