Музыкальный
руководитель:
Трескина
Елена Владимировна
Январь
2023г.
Музыка
как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе
познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки,
формируя музыкальное мышление и воображение.
Музыка
- это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет
ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в
особенности личности ребенка.
”Людям
нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного
симфонического оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских
сонат…” – писал Д. Д. Шостакович.
Музыкальное
воспитание связывается с общими культурными и нравственными вопросами.
Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше
он себя чувствует.
Классика
благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека.
Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим
настроением. Внутри каждого человека звучит музыка.
В
древности считалось, что музыка родилась вместе с сотворением мира. А человек
рождается и попадает в мир музыки, только кто-то забывает о существовании
такого мира, а кто-то развивает свои способности и остается в нём. Из
глубокой древности дошли до нас свидетельства о музыке. Барельефы на
развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далёких
времён сохранили для нас изображения музыкантов. Большое значение для
последующих времен имела музыка Древней Греции. Греческие поэты не
декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре — струнных
инструментах отдаленных предках современной арфы (в последствии лира
стала своего рода эмблемой музыки и вообще искусства). Бога Аполлона,
покровителя искусства, греки обычно изображали с кифарой. Древние греки
первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии
и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах
Платон и Аристотель. Мыслитель и философ Платон в своих книгах “Государство”
и “Законы” отводит первую (среди других искусств) роль
музыке в воспитании из юноши мужественного, мудрого, добродетельного и
уравновешенного человека, то есть идеального гражданина.
Философ и мыслитель Аристотель судит о
назначении музыки много шире, утверждая, что она должна служить не одной, а
нескольким целям и с пользой применяться:
1.
ради воспитания,
2.
ради очищения,
3.
ради интеллектуального
развития, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности.
Он
говорит: «…Музыка способна оказать известное воздействие на
этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами. То очевидно,
она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи»
Цели
школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и
всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и
всесторонне развитый человек — центральная тема древнегреческого искусства.
Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны
в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа
должны стоять граждане музыкально образованные. Греческое слово «мусике» (искусство
муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой
ведали музы.
Современные
психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только
благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным
воспитать любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность
чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение.
Взаимосвязь
и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и
музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом,
интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в
области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального
воспитания — это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Белинский, Н. Шацкая,
Б. М. Теплов и др. Большое значение развитию слуха, как основы воспитания
любви к музыке придавала Е. Водовозова (ученица Ушинского). Без
музыки она не мыслила работы с детьми. Главную задачу общего музыкального
воспитания Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить
людей, понимающих музыку, получающих истинную радость от общения с ней.
В
связи с этим первостепенной задачей следует считать интенсивное развитие
музыкального восприятия у детей.
Музыка
занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и
спецификой этого вида искусства.
Музыку
называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б. М.
Теплов писал: ”Музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что
происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши
эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее
одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.
У
каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать
характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному,
проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать
хорошее и плохое.
Дети
способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные
явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие художественные
произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать эмоциональный
отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону души, в
дальнейшем становятся источником и средством воспитания.
По
выражению Д. Шостаковича: “Музыка – прекрасный своеобразный язык, который
сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм”.
Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение какому-либо
музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать,
так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать отмечать
динамическое развитие образов.
Постепенно
вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой,
художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом, т.е. требует
внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить,
фантазировать.
Музыкальные
занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный
вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует
нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру.
Роль
музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в
воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и
нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет
на самые тонкие душевные струны.
«Любите
и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких
чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее.
Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы
увидите жизнь в новых тонах и красках».
Д. Д. Шостакович
|