Алгоритм деятельности педагога по развитию двигательных способностей детей.
25.05.2020
Алгоритм
деятельности педагога по развитию двигательных способностей детей.
ЗДОРОВЬЕ
– это драгоценность, и притом
единственная, ради которой действительно
стоит не только не жалеть времени, сил,
трудов и всяких благ, но и пожертвовать
ради него и частицей самой жизни, поскольку
жизнь без него становится нестерпимой
и унизительной.
М. Монтень.
Одно из приоритетных
направлений современных дошкольных учреждений – развитие способности детей, как
выражением индивидуального пути развития ребенка. Способности всегда
развиваются в деятельности (С.Л.Рубинштейн), следовательно, двигательные
способности детей в процессе физкультурно-спортивной деятельности, которая должна быть, таким образом, организована в
условиях дошкольного учреждения, чтобы развивать двигательные умения и качества. Следовательно, необходимо
организовать физкультурно-спортивную деятельность, которая бы удовлетворяла
естественную потребность детей в движении в соответствии с их двигательными
возможностями, использовать такие методы, учитывая склонности, потребности
детей развивали их как творческого ребенка, способствовали формированию
личности. Одним из таких подходов является личностно-ориентированный подход во
взаимодействии педагога с детьми, в процессе физкультурных занятий, утренней
гимнастики, гимнастики после сна, физкультурных досугов и др. Современные дети
не имеют достаточной возможности реализовать свою потребность в движении, из-за
завышенных требований со стороны взрослых, которые приводят к умственной
нагрузке на ребенка, сокращению пребывания на свежем воздухе, а в итоге
приводит к переутомлению детей. Для более эффективного развития двигательных
способностей детей в процессе физкультурных занятий педагогу необходимо более
четко планировать свою деятельность.
С целью развития двигательных умений и
физических качеств в условиях ДОУ разработана система планирования деятельности
педагога, сущность которой отражена в алгоритме деятельности педагога по
развитию двигательных способностей детей.
Алгоритм деятельности педагога по развитию
двигательных способностей детей
Для эффективного развития двигательных
способностей и физических качеств детей педагогам важно уметь грамотно
планировать свою деятельность.
1
шаг. Изучение двигательных
способностей детей. Педагогу необходимо оценивать не только физические
качества, но и качественные показатели освоения основных движений.
2
шаг. Составление карты программных требований по
разделу. Данная карта необходима для обеспечения целостного видения содержания
двигательной деятельности детей. Карта включает в себя основные виды
движений (ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание), элементы спортивных игр
и упражнений, отбираются в зависимости от условий конкретного дошкольного
учреждения и уровня развития двигательных способностей воспитанников.
Такая форма представления дает возможность объединить содержание,
являющееся общим для двух возрастных групп, и содержание, характерное
для каждой из них в отдельности. Это позволяет обеспечить дифференцированный
подход при обучении детей основным движениям (особенно в разновозрастных
группах)
3
шаг. Распределение материала по блокам. Реализация программного материала
обеспечивается в процессе физкультурных занятий в зале и на улице.
В физкультурном зале блоки распределяются
следующим образом. В октябре и марте реализуется содержание блока "Школа
мяча". В этот период дошкольники обучаются основным действиям с мячом и
овладевают элементами спортивных игр. В ноябре, феврале при реализации
содержания блока "Ползание, лазание, равновесие" у дошкольников
совершенствуются навыки в ползании, лазании и равновесии. Для профилактики
нарушений опорно-двигательного аппарата в этот блок рекомендуется включать
фитбол-гимнастику. Блок "Прыжки" дети осваивают в декабре и апреле. В
январе можно проводить физкультурные занятия в виде ритмической гимнастики под
музыку, которая способствует эмоциональной разгрузке детей.
Содержание физкультурных занятий на улице
предполагает следующее распределение программного материала. В сентябре
дошкольники овладевают навыками игры в пионербол (блок "Пионербол").
В октябре и мае дети овладевают элементарными навыками игры в футбол (блок
"Футбол"). С ноября (в зависимости от климатических особенностей)
дети катаются на санках и осваивают навыки ходьбы на лыжах (блоки "Катание
на санках" и "Ходьба на лыжах"). С декабря по март дошкольники
продолжают осваивать содержание блока "Ходьба на лыжах", а в апреле
овладевают навыками игры в городки (блок "Городки").
4
шаг. В деятельности педагога по реализации
содержания раздела по физической культуре
является планирование физкультурных
занятий в течение учебного года, которое можно разделить на три части. Сначала
педагог распределяет виды физкультурных занятий по месяцам в течение года (в
физкультурном зале и на воздухе), потом - количество видов занятий в течение
года, а затем составляет учебно-тематический план.
Первая составная часть планирования
позволяет распределить виды физкультурных занятий в соответствии с содержанием
блоков.
Рекомендуется ежемесячно проводить
занятия по интересам детей, построенные на свободном выборе движений, игровые
физкультурные занятия, основанные на подвижных играх и играх-эстафетах, и
тренировочные занятия. Их содержание проектируется с учетом блочного распределения
программного материала. Например, в блоке "Школа мяча" предусмотрены
игровые физкультурные занятия, которые могут содержать подвижные игры,
игры-эстафеты с мячом. Занятия по интересам построены на свободном выборе детьми
движений с мячом и т. п. В учебно-тематическом плане фиксируется почасовое
распределение видов физкультурных занятий в течение учебного года.
Таким образом, реализация педагогом
предлагаемого алгоритма деятельности будет содействовать более успешному
развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в
условиях ДОУ.
Важную роль в развитии
самосознания, самооценки дошкольника имеет педагогическое взаимодействие. Что в
нем будет преобладать — мягкие или жесткие воздействия, улыбка или безразличие,
недоброжелательный взгляд, ирония или юмор, упрек или выражение огорчения при
неудаче воспитанника, запреты, ограничения или стимулирование
самостоятельности, поиска — все это формирует личность дошкольника. Общение
педагога с ребенком должно вселять веру в него, рождать оптимизм, стимулировать
его творческий потенциал, дарить радость.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.05.2020
Дата обновления: 25.05.2020
Дата публикации: 25.05.2020