"С пальчиками играем – речь развиваем"
23.10.2022
«Ум
ребенка находится на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
Эти выводы не случайны. Движения пальцев и кистей рук
ребенка имеет особое развивающее воздействие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют
творческие способности, фантазию и речь. Простые движения рук
помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают
умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а
значит развивать речь ребенка.
Жизнь ребенка – это игра, в которой он познает
мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика — это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Ребенку
необходима ласка взрослого и его присутствие. Они позволяют устанавливать
контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития
мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное
влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах
мозга). С развитием двигательных
навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется
интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и
координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика используется на всех видах деятельности, а также в
процессе проведения утренней гимнастики. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет
достигнут наибольший эффект. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в
увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых
мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.
Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно
влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой
гимнастикой.
1. Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению
согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребенка.
3. Ребёнок учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.
4. Речь ребенка становится более четкой,
ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и
последовательность движений.
6. У ребёнка развивается воображение и
фантазия.
7. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в
дальнейшем облегчит овладение навыка письма.
Повторюсь, что движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей
рук, имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на
развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Если проводить пальчиковую гимнастику под музыку, то она превращается в
пальчиковые танцы. А если объединить все упражнения одним сказочным сюжетом, то
это уже пальчиковый театр. Согласитесь есть место для фантазии.
Меркулова Анна Сергеевна,
учитель-логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2022
Дата обновления: 23.10.2022
Дата публикации: 23.10.2022