ВИДЫ СТРАХОВ. СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
23.02.2025
Существуют три вида страхов. В основе
классификации лежат предмет страха, особенности его протекания,
продолжительность, сила и причины возникновения.
Навязчивые страхи
– эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится
обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся,
например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
Бредовые страхи –
самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно.
Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет
надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в
психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз.
Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать
определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно
ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.
Сверхценные страхи –
самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной
фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с
ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом
становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
К детскому сверхценному страху можно
отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм,
оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться,
нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Советы
педагогам: что делать, если ребенок боится
1. Нельзя оставлять без внимания жалобы
малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался
его страх.
2. Следует поговорить с воспитанником о
его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени,
или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно,
перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь».
Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от
времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время
беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит
зачитывать список страхов с листочка.
3. Попробовать переубедить ребенка.
Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том,
что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать
о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы
перестали бояться.
4. Сочинить вместе с ребенком сказку
или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том,
как герой побеждает страх.
5. Нарисовать страх – это самый
распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок
нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что
страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не
побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это
необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить,
какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
6. Использовать игру или инсценировки.
Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые
результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять
детей, это может спровоцировать еще больший страх.
7. Организовать общение ребенка со
сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную
поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.
8. Все виды коррекции стоит применять в
комплексе.
Советы
родителям
1. Не стоит заниматься «закаливанием»,
т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате,
«чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что
может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания,
отклонения в развитии.
2. Не относитесь к страхам детей как к
капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».
3. Не принижайте значение страха для
самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку,
что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует,
обычно невозможно.
4. Постоянно уверяйте ребенка, что он в
полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен
верить вам.
5. Обсуждайте с малышом его страхи.
Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось
причиной страха.
6. Постарайтесь отвлекать ребенка.
Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за
чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
7. Поддерживайте ребенка, но не идите
на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его
присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его
от страха.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.02.2025
Дата обновления: 24.02.2025
Дата публикации: 23.02.2025